Оценка профессиональных рисков – что делать с результатами?
Безусловно, оценка профессиональных рисков на рабочих местах это прямая обязанность специалиста по охране труда (СОТа), по крайней мере – организация данной работы. К подобной оценке могут привлекаться и различные технические специалисты, и лаборатории (естественно — при необходимости), да и представители службы по персоналу тоже не должны оставаться безучастными, но в любом случае, возглавить эту работу придется СОТу. С него же потом за её результаты и последствия будет спрос.
Начнем с того, что инспектора ГИТ единодушны в данном вопросе — если предприятие не разработало у себя систему управления охраной труда, в которую включено управление профрисками, значит оно игнорирует требования статьи 209 ТК РФ, где дается понятие этого самого действия:
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Следовательно, работодатель не оценивающий профриски с учетом своей специфики, не выявляющий, не устраняющий и не снижающий их воздействие, дает возможность ГИТ оштрафовать себя на 80 тыс. рублей, согласно ч.1 ст 5.27.1 КоАП.
Можно долго спорить и рассуждать о том, что по оценке профрисков отсутствует законодательная база, нет официальной методики этой оценки, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, как прописано в ч.14 ст.209 ТК РФ.
Однако, с 3 квартала 2019 года вопрос наличия оценки профессиональных рисков внесен в чек-лист выездной проверки Государственной инспекции труда (Приказ Роструда № 77 от 21.03.2019г.). Штрафы предприятия получают, причем не только за отсутствие работы специалистов по охране труда в направлении оценки профрисков, но и за то, что с полученными результатами этой самой оценки работники предприятия не ознакомлены как положено.
И вот тут возникает два логичных вопроса:
1. Как же правильно провести оценку рисков на рабочих местах, особенно, если на предприятии не одна сотня рабочих мест (РМ) и профессий?
2. Как правильно ознакомить работников с их профессиональными рисками, что бы проделанная работа не пропала даром и принесла понимание не только самим работникам, но и удовлетворила инспекторов ГИТ?
Оптимальный порядок работы выглядит почти так же, как процедура специальной оценки условий труда (СОУТ):
1. Составление перечня РМ и профессий, на которых намечено провести оценку рисков.
2. Уточнение количества работающих на каждом РМ, подлежащем оценке профриска.
3. Выявление опасных операций (их и стоит рассматривать, как наличие риска).
4. Определение количества и частоты опасных операций (рисков).
5. Поиск технических и административных возможностей для снижения тяжести выявленного риска или его полного устранения.
6. Анализ выявленных рисков и расчет их значимости.
Здесь, как правило, используются понятия – низкий, средний или высокий риск, которые зависят от числовых значений, полученных при расчетах значимости рисков.
Если для СОТа работа по оценке рисков окажется непосильной задачей, то всегда можно обратиться к экспертам ООО ЭксЛОТ, которые окажут квалифицированную помощь на любом этапе оценки.
7. Информирование работников о наличии и уровне профрисков на их рабочих местах.
Инспектор ГИТ останется доволен, если обнаружит, что в трудовые договора (допсоглашения) трудящихся внесены не только сведения по СОУТ, но и информация о профессиональных рисках. Аргументируется требование тем, что понятие «условия труда» включает в себя не только класс/подкласс, взятый из карты спецоценки, а нечто большее, например — факторы трудового процесса и производственной среды, в которой этот процесс происходит. Всё вместе и оказывает влияние на здоровье работающего человека (ч. 2 ст. 209 ТК РФ) и может причинять ему вред, а значит, является профриском.
Если кадровик не захочет отразить в трудовом договоре данные по выявленным рискам, то хотя бы ссылку, например, на карту оценки рисков, ему сделать придется. Главное, что бы сотрудник ознакомился под роспись с такой картой и его информировали не только о результатах спецоценки, но и о собственных профессиональных рисках.
Вот тогда можно вздохнуть спокойно, ведь будет не сложно доказать любому инспектору, что задачи, связанные с условиями труда работников реализованы в полном объеме, работники с результатами ознакомлены, меры приняты, а требования ТК РФ выполнены.
Квалифицированные эксперты ООО «ЭксЛОТ» готовы провести оценку профессиональных рисков и разработать комплекс мероприятий по их управлению на Вашем предприятии с оформлением всей необходимой документации и в полном соответствии с федеральным законодательством!
Остались вопросы?
Сообщите контакты и наш менеджер свяжется с Вами для подробной консультации
Нажимая на кнопку, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности